Рубрика: "Домашнему мастеру"
Протекает кран (смеситель), что делать? Советы, ремонт.
Многим знакомая ситуация, когда капает вода из крана, издавая монотонный раздражающий звук. Особенно этой болезнью «болеют» старые конструкции кранов, с головками с резиновыми прокладками (с резиновыми кран-буксами), где прокладка крепится на хвостовике головки крана.
Часто, особенно молодые хозяйки, затягивают кран потуже, а следовательно из-за этого резинка вжимается, теряя свою упругость и кран начинает протекать. Поменяв прокладку на новую, через некоторое время цикл опять повторяется снова и снова, иногда с периодичностью 1 раз в месяц, что многих сильно раздражает...
Ещё и сейчас у некоторых хозяев стоят смесители с головками с резиновыми прокладками. Что делать в таких случаях?
Есть два варианта – всё время менять прокладки, или поставить головку крана (золотник) другого типа, т.е. с керамическими дисками. Как это сделать – рассмотрим чуть позже, а сейчас давайте поговорим об этой проблеме шире.
Прежде всего представьте, чем чревата неисправность крана и прилегающей к нему арматуры (шланги и т.п.)? Если кран или смеситель неисправен, а зачастую это бывает когда кран старый и повреждён коррозией, гидроударом его может "порвать", и как следствие, можно залить водой не только свою квартиру, а и соседскую тоже, влетев на кругленькую сумму...
Отсюда вывод – НА КРАНАХ, ШЛАНГОЧКАХ, ТРУБАХ ЭКОНОМИТЬ НЕЛЬЗЯ !!! Джина, по имени "Вода", надо держать в хорошей и крепкой узде, тогда от этого будет польза...
Скупой платит дважды, если вашему смесителю уже более 10 лет – сделайте ему генеральную ревизию, капитальный ремонт, а ещё лучше - купите новый, латунный или бронзовый! И не покупайте самый дешевый, из симулина (сплав алюминия и кремния), он не долговечный, или латунный дешёвый, где толщина метала чересчур тонкая - чуть пережмете при установке, и может появиться незаметная трещина в корпусе, а со временем, при гидроударе его может прорвать. Да и коррозия такой смеситель съест в разы быстрее. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи - это как раз тот случай...
Гибкие соединительные шлангочки всегда покупайте самые качественные, т. к. это самое тонкое место, где может быть прорыв. Водяное давление в 6-7 атмосфер, это не шутка. Если резьба в смесителе окислилась и уже частично съедена окисью - купите новый, а этот оставьте себе на запчасти.
Какие смесители лучше покупать? Я лично отдаю предпочтение с кранами на пол оборота, т. е. с головкой с керамическими дисками, они боле надежны и имеют "защиту от дурака", т. е. кран не пережмешь, из-за чего он обычно и начинает прокапывать. Только если вы поменяете головки кранов, не забудьте предупредить хозяйку... Иначе она будет их затягивать пока не сломает :)
Но, здесь есть один нюанс, некоторые такие краны (дешёвые) без фильтра долго работать не будут и доставят вам ещё больше проблем, чем обычные, с резиновыми кран-буксами. Придется периодически разбирать их и выгребать оттуда мусор. Поэтому, купите сразу и коренные краны с фильтром (это те краны, которые стоят перед смесителем), или же фильтры отдельно, установите их и забудете на несколько лет (на год точно), что такое проблемы с кранами и неприятные звуки на кухне - типа, кап-кап-кап.
Но, на более дорогих моделях смесителей, стоят золотники на пол-оборота большего диаметра, и "окошко", через которое проходит вода, соответственно пошире. Это позволяет мусору, а как правило это кусочки ржавчины, проскакивать и не забивать кран. Такие смесители без фильтра могут стоять намного дольше.
В последнее время смесители в ванную комплектуются уплотнительными резинками с сеточкой, которые используются вместо фильтра, это тоже вариант. Но, как для меня, не лучший, поскольку если такой фильтр забьется - придется снимать смеситель полностью, чистить фильтр, а затем снова его устанавливать.
Есть ещё вариант, если у вас стоит старый, но качественный латунный или бронзовый смеситель и при осмотре резьба и стенки в хорошем состоянии, попробуйте заменить золотники (кран-буксы) на современные, на пол оборота, т. е. керамические. Возьмите свой старый золотник и подберите, или вам подберут в магазине или на рынке новый, такой же по размеру, но керамический. И не забудьте поставить фильтр на входе.
Как заменить головку крана в смесителе? Довольно просто - закройте коренные краны на стояках, оба, на горячую и холодную воду, открутите старую головку, удалите мусор и установите новую, с керамическими дисками. Делайте это аккуратно и сильно не затягивайте. Если после проверки вода немного протекает из под золотника (головки крана) - ещё чуть-чуть подтяните.
Хочу также сказать, что все смесители (краны) хорошо поддаются ремонту. Например, можно свободно купить и заменить головки кранов, все резиновые уплотнители, ручки, шланг для душа, леечку, и даже керамические диски для головки. Хотя, керамические диски не везде можете купить, вам скорее всего предложат головки кранов в сборе, но в некоторых городах доступно и это. А что это значит? Что если вы купили качественный смеситель, то он может служить у вас очень долго.
И ещё один момент, перед сборкой крана, смажьте все детали силиконовой смазкой (и под резиновыми кольцами тоже), или по крайней мере литолом (автомобильная смазка), а ещё лучше использовать специальную смазку для стиральных машин, она почти не смывается водой. Особенно смажьте всё под крышкой головки крана, поскольку туда часто попадает вода с пальцев рук и со временем всё покрывается коррозией. А если стопорное кольцо сделано из стали, что часто бывает, то за 1-2 года оно полностью разъедается ржавчиной... Поэтому, если вы купили золотник со стопорным кольцом не из латуни - снимите его перед установкой... На работу крана оно не влияет.
Хочу также обратить внимание ещё на одну болезнь кранов на полоборота - почему со временем они начинают протекать, прокапывать. Кажется, что керамические диски плотно прилегают друг к другу и почти не стираются в течении 2 и более лет эксплуатации. И оно так и есть, специально сравнивал толщину дисков из старого золотника и нового - износ - 0,00-какие-то десятые или сотые... Заинтересовался, так почему же кран начал протекать? А также чувствуется, что при повороте ручки крана он стал вращаться свободнее чем обычно. В итоге выяснилось - причина в маленькой винипластовой и почему-то очень тоненькой шайбочке, которая надета на ось золотника. Снял со старого золотника уже подношенную шайбочку, т.е. поставил две вместо одной, и проблема ушла, кран перестал протекать.
Как вариант, при ремонте кран букс, вместо винипластовой шайбочки часто используют медные: внешний диамер - 14 мм, внутренний - 10 мм и толщина - 1 мм. Такие шайбочки можно поискать в автомагазинах или заказать через интернет. Поскольку в корпусе кранбуксы есть выступы, то сначала заводим и ставим туда шайбочку, а затем вставляем шток. Шайбочки перед установкой тоже надо смазать. Смазка тоже существенно продлит срок службы кранбуксы.
Не знаю из каких соображений производители делают эту шайбочку такую тоненькую и нежную, что она быстро изнашивается, а часто и просто рвётся, в результате чего пластины не прижимаются друг к другу с нужным давлением и кран начинает прокапывать. Почему бы эту шайбочку не сделать толщиной 1,5-2 мм, и тогда бы золотник мог бы служить 5-8 а то и 10 лет... Зачем израсходовать ресурсы планеты, электроэнергию, рабочее время на изготовление всё новых и новых кран-букс, мода ведь на них не распространяется?!...
А если в вашем смесителе стоят не обычные золотники, а пластиковый картридж - вариантов не так много, значит он подносился и его пора менять. Благо, сейчас они уже стоят не так дорого.
Виктор Донской
www.masteru.org.ua