Рубрика: "Домашнему мастеру"

Протекает кран (смеситель), что делать? Советы, ремонт.

Многим знакомая ситуация когда капает вода из крана, издавая монотонный раздражающий звук. Особенно этой болезнью «болели» старые конструкции кранов, с головками с резиновыми прокладками (с резиновыми кран-буксами), где прокладка крепится на хвостовике головки крана. Но, сейчас, такими кранами (смесителями) уже почти никто не пользуются, а используют краны на пол оборота, которые имеют свои особенности и проблемы.

Старые краны приходилось ремонтировать часто, примерно 1 раз в месяц, а новые (на пол оборота) - более долговечные, их ресурса хватает примерно на полгода, а затем приходится или менять кран-буксы, или ремонтировать их. Нас же, как самоделкиных, интересует второй вариант.

Протекает кран (смеситель), что делать?
Если у вас стоят старые смесители, с головками с резиновыми прокладками, советую заменить их - головку крана (золотник, кран-буксу) на другого типа, т.е. с керамическими дисками. Это стоит не дорого, зато существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги. Как это сделать – рассмотрим чуть позже, а сейчас давайте поговорим о проблеме сантехники в квартире или в доме шире.

Прежде всего представьте, чем чревата неисправность крана и прилегающая к нему арматура (шланги и т.п.)? Если кран или смеситель неисправен, а зачастую это бывает когда он старый и повреждён коррозией, гидроударом его может "порвать", и как следствие, можно залить водой не только свою квартиру, а и соседскую тоже, влетев на кругленькую сумму...

Отсюда вывод – НА КРАНАХ, ШЛАНГОЧКАХ, ТРУБАХ в квартире ЭКОНОМИТЬ НЕЛЬЗЯ !!!... Особенно если вы живёте в многоэтажном доме - покупайте всё самое лучшее и надёжное! Экономия на этих вещах вам может очень дорого стоить. Скупой платит дважды... Если вашему смесителю уже более 10 лет – сделайте ему генеральную ревизию, капитальный ремонт, а ещё лучше - купите новый, латунный или бронзовый!...

Дешевый же, из силюмина (сплав алюминия и кремния) - можете поставить только на рукомойник где нибудь на улице, он не долговечный и может в любой момент подвести. А бывают и латунные дешёвые, где толщина метала чересчур тонкая - чуть пережал при установке, и может появиться незаметная трещина в корпусе, а со временем, при гидроударе его может порвать. Да и коррозия такой смеситель съест в разы быстрее... Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи - это как раз тот случай когда не стоит экономить.

Гибкие соединительные шлангочки всегда покупайте самые качественные, т. к. это самое тонкое место, где может быть прорыв. Водяное давление в 6-7 атмосфер, это не шутка. Если резьба в смесителе окислилась и уже частично съедена окисью - купите новый смеситель, а старый оставьте на запчасти.

Какие смесители лучше покупать? Я лично отдаю предпочтение кранам на пол оборота, т. е. с головкой с керамическими дисками, они более надежные, ремонтируемые и дешёвые в эксплуатации, нежели кассетные.

Но, здесь есть один нюанс, такие краны, без фильтра, долго работать не будут, со временем забьются мусором. Придется периодически разбирать их и выгребать крупинки. Поэтому, купите сразу ещё и коренные краны с фильтрами (это те краны, которые стоят перед смесителем). Или же, купите фильтры отдельно и установите их перед коренными кранами. Фильтры обычно чистят по мере загрязнённости - если напор слабый, значит скорее всего забит фильтр и его пора чистить. Но, это не часто бывает, обычно раз в несколько лет.

Ещё и сейчас в продаже есть дешёвые смесители, где стоят золотники на пол-оборота не 17 мм в диаметре, а - 14 мм, и "окошко" в керамических дисках, через которое проходит вода - узкое. Это позволяет мусору, а как правило это кусочки ржавчины, застревать и забивать кран. Такие смесители, без фильтра, могут стоять совсем не долго, несколько месяцев.

Некоторый смесители, в ванную например, комплектуются уплотнительными резинками с сеточкой, это вместо фильтра. Тоже вариант, но не самый лучший, поскольку если такой фильтр забьется - придется снимать весь смеситель, полностью, чистить фильтр, а затем его снова устанавливать, да ещё так, чтобы он не тёк. Даже если такую процедуру делать 1 раз в несколько лет - довольно хлопотное занятие знаете ли... Намного проще чистить фильтр - закрыл кран, открутил пробку, почистил - закрутил пробку.

Как отремонтировать смеситель, чтобы он не тёк?

Довольно просто - замените головку крана в смесителе. Т. е., закройте коренные краны на стояках, оба, на горячую и холодную воду, открутите старую кран-буксу, удалите мусор (если он есть) и установите новую. Делайте это аккуратно, сильно не затягивайте кран-буксу, затяните, но не до конца. Если после проверки вода немного протекает из под головки крана - ещё чуть-чуть подтяните. Латунь мягче железа и если сильно зажать, можно сделать трещину в смесителе или сорвать резьбу.

Хочу также сказать, что все смесители (краны) обычно поддаются ремонту. Например, можно свободно купить в магазине как целиком головки кранов, так и резиновые уплотнители, поворотные ручки, шлангочки для душа, леечку и т. д. А что это значит? А значит это - если вы купили качественный полностью латунный смеситель, то он может служить у вас очень долго, десять и более лет.

И ещё один момент, перед сборкой крана, смажьте все детали и силиконовой смазкой (и под резиновыми кольцами тоже), или - "Литол 24" (густая автомобильная смазка), а ещё лучше использовать специальную смазку для стиральных машин, она почти не смывается водой. Особенно смажьте всё под крышкой головки крана, поскольку туда часто попадает вода с пальцев рук и со временем всё покрывается коррозией. А если стопорное кольцо сделано из стали, что часто бывает, то за 1-2 года оно полностью разъедается ржавчиной и придётся затем всё чистить... Поэтому, если вы купили золотник со стопорным кольцом не из латуни - снимите его и выбросьте перед установкой... На работу крана оно не повлияет.

Ремонт кран-буксы.

Хочу также обратить внимание ещё на одну болезнь кранов на пол оборота - почему со временем они начинают пропускать, т.е. протекать, прокапывать. Кажется, что керамические диски плотно прилегают друг к другу и почти не стираются в течении 2 и более лет эксплуатации. И это так и есть. Специально сравнивал толщину дисков из старой Кран-буксы и новой - износ - 0,00 - т.е. это какие-то десятые или сотые доли миллиметра... Заинтересовался, так почему же кран начал протекать? заметил, что при повороте ручки крана он стал вращаться свободнее чем новый. В итоге выяснилось - причина в маленькой винипластовой и почему-то очень тоненькой шайбочке, которая надета на ось золотника. Она подносилать (истоньшилась) и кран начал течь.

Как вариант, при ремонте кран буксы, вместо винипластовой шайбочки можно использовать использовать медную или латунную: внешний диамер - 14 мм, внутренний - 10 мм, толщина - 1 мм (бывают и другие размеры). Такие шайбочки можно поискать в автомагазине, заказать через интернет, или же сделать самому. Но, лучше всего, и проще, на мой взгляд, сделать такую шайбочку из плотного и гибкого пластика. Такой пластик можно заготовить, например, из канистрочки (упаковки) для автомобильного масла, он и по толщине отлично подходит. Просверлите в нём дырку, или пробейте насадкой, затем обьрежьте ножницами вокруг, шириной примерно 2 мм, а после, с помощью острого ножа и напильника подгоните под размер.

Поскольку в корпусе кран-буксы есть выступы, то сначала заводим и ставим туда шайбочку, а затем вставляем шток (ось с усиками). Шайбочки перед установкой тоже надо смазать. Смазка существенно продливает срок службы кранбуксы.

Не знаю из каких соображений производители делают эту шайбочку такую тоненькую, узкую и нежную, что она быстро изнашивается, а часто и просто рвётся, в результате чего пластины не прижимаются друг к другу с нужным давлением и кран течёт. Почему бы эту шайбочку не сделать толщиной 1,5-2 мм, и пошире, чтобы она крепче была... Тогда бы золотник мог прослужить 5-8 а то и 10 лет...

И вторая болезнь кранов на пол оборота, которую можно было бы полностью избежать. Это износ усиков на оси золотника! Примечательно то, что некоторый производители, германские например, делают упоры для усиков в корпусе кран-буксы так, что они плотно, всей плоскостью прилегают друг к другу, и их износ минимальный, его почти нет. А значил перекрутить такой кран невозможно, окна в керамических пластинах чётко перекрываются. Другие же производители делают выступы так, что они касаются только острым углом усиков. В результате эти уголки через полгода подтираются, кран капает и хозяин идёт в магазин за новой кран буксой.

Я не понимаю логики производителей, зачем израсходовать ресурсы планеты, электроэнергию, рабочее время рабочих на изготовление всё новых и новых кран-букс, мода ведь на них не распространяется?!... Только ради прибыли? Только чтобы чаще покупали всё новые и новые?... Нам что, больше нечем заняться в этом мире, кроме как делать некачественную продукцию?... Так что, при покупке кран буксы, не стесняйтесь, а требуйте, чтобы продавец разобрал её и показал вам - как её сделали - умышленно не качественно, или качественно!

На этом пока всё друзья. А если в вашем смесителе стоят не обычные золотники, а пластиковый картридж - вариантов не так много, значит он подносился и его пора менять. Благо, сейчас они уже стоят не так дорого.

Виктор Донской
www.masteru.org.ua