Рубрика: "Работаем с деревом"

Склеивание деревянных деталей - технология, советы

Склеивание - это один из наиболее распространенных способов соединения различных частей из древесины. Для склеивания дерева с деревом применяют разные клеи: столярный костный, казеиновый (варится из молока), клей ПВА, ПВНС, Момент столярный (ПВА), Эпоксидный клей и другие.

А чтобы склеенные детали держались прочно, надо выдержать два момента - тщательно, как можно плотнее, подогнать детали друг к другу, а второй - спрессовать заготовки специальными струбцинами и оставить так сушится, пока клей не застынет. Обычно 8-10 часов достаточно, хотя время сушки у разных клеев разное (см. инструкцию), да и температура окружающей среды тоже влияет на время склейки, но этого времени хватает с запасом.

Однако, помимо прочности, к клеевым соединениям выдвигают и другое требование - незаметность соединения, т.е. клеевой шов должен быть незаметным или почти незаметным. А также, при склеивании двух деревянных частей надо стараться подобрать и похожую текстуру древесины.

При склеивании щита из дощечек, например - столешницы или сидушек для табуретов, надо обращать внимание ещё и на направление годовых колец (смотреть с торца) и разворачивать их в разные стороны. Это нужно для того, чтобы со временем изделие не покоробило от перепада влажности или температуры.

Незаметность соединения двух деталей особенно важна тогда, когда планируется готовое изделие покрыть прозрачным лаком, или просто пропитать пропиткой и так оставить. Конечно, перед вскрытием лаком деревянную поверхность надо ещё подготовить: шлифовка, грунтовка, полировка, возможно ещё вощение и - лакировка.

В идеале, при лакировании древесины, клеевой шов должен быть одинакового цвета с древесиной, но, не всегда так выходит, и тогда текстуру подрисовывают специальными карандашами. На мой взгляд, если не получается подобрать цвет идеально, то лучше когда шов будет немного темнее, нежели светлее.

Хорошая незаметность (вернее почти незаметность) и прочность шва достигается в том случае, если склеиваемые плоскости деталей хорошо и плотно подогнаны. Подгонку обычно делают на станках - плоскости или прямолинейные кромки прифуговывают (выравнивают), а если склеивают древесину в торец - торцы дощечек обрабатывают на зигзагообразной фрезе и они идеально затем входят паз в паз.

А в случае, когда плоскости нельзя прифуговать, т.е. детали должны иметь не ровные поверхности, используют такой метод: одну из плоскостей первой детали покрывают сухой краской (можно заштриховать мягким карандашом 2М, 3М), затем накладывают сверху вторую деталь, прижимают и легким трением притирают плоскости, чтобы остались следы. Краска на второй детали покажет выпуклые места, которые затем стёсывают резцом или другим инструментом. И, вот так, постепенно, добиваются того, чтобы поверхности плотно прилегали друг к другу.

Если использовать эпоксидный клей, то он имеет свойство заполнять пустоты и не всыхаться, тогда можно уже не стараться так идеально подгонять детали, а если добавить в клей краситель, можно шов сделать в тон самой текстуры древесины и он будет незаметный.

Для дополнительной крепости соединение на клею часто дополняют ещё соединением на деревянных шипах или штифтах (деревянные штырьки), засверливают отверстия и на клею сажают. Тогда уж точно детали не разорвёшь. Такой метод соединения используют ещё при сборке корпусной мебели из линованного ДСП.

Виктор Донской
www.masteru.org.ua