Рубрика: "Авто-, мото-, велотехника"
Пуско-зарядное устройство УЗП-П-12-10, схема, описание, ремонт
Вот, ниже, схема электрическая принципиальная пуско-зарядного устройства УЗП-П-12-10. Сказать что оно очень хорошее нельзя, есть в нем несколько недоработок, которые надо устранить, чтобы зарядное устройство работало хорошо. Итак, начнём по порядку...
1. Диоды, V1-V4, а также тиристор V5 установлены на общем радиаторе через слюдяные прокладки. Бывали случаи, когда случайно прикоснувшись к задней части пуско-зарядного устройства железкой и тиристор или диод, из-за короткого замыкания - «вылетал».
Устранить этот недостаток просто - надо взять пластиковые пробки, из под кока-колы, или еще какого-нибудь напитка и закрыть ими резьбовые соединения диодов и тиристора. Они плотно вставляются в радиатор и эта проблема вас больше беспокоить не будет.
2. Защита от короткого замыкания. В этой автомобильной зарядке она сделана не очень хорошо. Проблема появляется тогда, когда возникают просадки напряжения по сети 220В. Схема выходит из своего режима и возникает глюк, из-за чего срабатывает защита от КЗ.
Ну а представьте себе ситуацию, вы поставили аккумулятор на зарядку и отлучились на несколько часов, ну не сидеть же и не смотреть на него. Вдруг ваш сосед по гаражу, включает сварочный аппарат и начинает что-нибудь «варить». Срабатывает защита от КЗ и зарядка вашего аккумулятора прекращается.
Выход из этой ситуации я предлагаю следующий - можно подстроить защиту от короткого замыкания, элементы, которые отвечают за это, я отметил карандашом (R1,C1,C2). Но, если вам не удастся это сделать - можно вообще отключить ее, выпаяв транзистор V6.
Оставаться же без защиты тоже не стоит, случайное замыкание клемм - и тиристора нет. Взамен можно поставить автомат, в цепь зарядки, типа АЗП-30 и подстроить его ток срабатываний 10 А.
3. Защита от неправильного подключения клемм аккумулятора. В этом устройстве ее нет, и зря. Она тоже нужна, иначе перепутав + с -, можно испортить аккумулятор, и это в лучшем случае, а если оставить его надолго в таком состоянии - его может просто разорвать.
Самый простой выход, на мой взгляд - это поставить диод, на номинальный ток 10А и более, например Д242. Диод, в данной схеме, надо ставить в цепь зарядки, сразу после тиристора V5.
Некоторые спрашивают, зачем было мотать 4-е вторичные обмотки, а затем их каким-то странным образом соединять, ведь можно было обойтись и одной?
Нет, все правильно, ведь это еще и пуско-зарядное устройство и ток нужен большой. А значит, обмотки надо было мотать толстой проволокой, что очень неудобно. Поэтому и было принято решение, сделать 4 обмотки и запаралелить их.
На этом все, сделайте выше сказанные доработки и пускозарядное устройство УЗП-П-12-10 будет служить вам долго и надежно.
А что касается ремонта этого пуско-зарядного устройства, то оно достаточно надежное. А самое тонкое место в этой схеме - это тиристор. Но, если сделать выше сказанные усовершенствования, то эта проблема вас не коснётся. Если у кого-то есть другие варианты доработки данной схемы, присылайте, будем только рады.
И ещё несколько предложений касательно использования этого устройства. Летом, а многие автолюбители в основном ездят летом (в тёплый сезон), я его, как зарядное устройство, практически не использую, аккумулятор подзаряжается от генератора. А вот для запитки компрессора, для подкачки шин (чтобы не садить аккумулятор), для накачивания детских бассейнов и т.п. - прекрасная вещь. Т.е. использую его как блок питания к компрессору: компрессор потребляет около 10 Ампер, при 12 В, что с лихвой хватает...
Ну а зимой, особенно в сильные морозы, когда гараж холодный и масло застыло, ёмкости аккумулятора не хватает - очень выручает. Параллельно кинул на клеммы АБ карабины - и стартёр уже крутит куда веселее..
Конечно, если аккумулятор уже старенький и не держит заряд, выезжать с гаража используя пуско-зарядное устройство не стоит, если только вы не ездите от хаты до хаты... Аккумулятор должен быть всегда в порядке, а как это проверить - смотрите в этой статье.
Виктор Донской
www.masteru.org.ua