Рубрика: "Авто-, мото-, велотехника"
Перегрев двигателя автомобиля (закипание) - причины, устранение
В жару это явление не из редких, когда стоишь где-то в пробке и видишь как стрелка термометра приближается к критической отметке, когда двигатель вот-вот закипит, или, таки, закипает и часть тосола выдавливается через пробку расширительного бачка создавая вокруг специфический аромат, который слышен даже в кабине... Обычно это ничем не грозит, кроме потери тосола, но, случаи бывают разные. И, как бы там ни было, это уже сигнал вам, что с системой охлаждения двигателя у вас не всё в порядке!..
Перегрев двигателя автомобиля может бить по многим причинам: это бывает из-за утечки антифриза в системе (надо следить за уровнем), неисправности термостата, вентилятора, помпы, предохранительных клапанов в пробке и др. Образующийся в системе охлаждения пар, при закипании охлаждающей жидкости, препятствует нормальному охлаждению двигателя, и температура двигателя начинает быстро расти, что бывает в некоторых случаях и для отдельных моделей автомобилей - чревато многими неприятностями...
Если, к примеру, у вас лопнул патрубок в системе охлаждения и вылился почти весь тосол из системы, то за несколько минут движения в таком состоянии можно полностью вывести из строя двигатель! Мотор автомобиля может даже заклинить! Могут оборваться в нём шатуны, деформироваться головка блока цилиндров, что как правило приводит к пробою прокладки головки двигателя и засасыванию охлаждающей жидкости в цилиндры... Могут возникнуть и другие проблемы...
Конечно, от такого случая никто не застрахован, и очень много зависит от того, как быстро вы заметите неисправность и вовремя отреагируете. Поэтому, находясь за рулём надо следить за всеми приборами, а не только за спидометром, а в частности и за температурой двигателя!, и держать уши в остро: прислушиваться и принюхиваться к работе двигателя.. А если почувствовали что-то неладное - включите аварийку, сверните на обочину, откройте капот и посмотрите - что там?!
И, кстати, только в некоторых автомобилях есть СИГНАЛИЗАТОР, предупреждающий о превышении допустимой температуры охлаждающей жидкости. Но, к сожалению, некоторые водители узнают об этом уже по клубам пара из-под капота... И, в ряде случаев, учитывая как я уже писал выше, особенности конкретного автомобиля, это уже бывает поздно и влечет за собой серьезный ремонт. А также, бывает, что датчик температуры тоже выходит из строя, и, врёт или вообще ничего не показывает... Поэтому, вы не полагайтесь только на него, и если вы почувствовали значительное падение тяги автомобиля, запах пара тосола (а его знают почти все опытные автомобилисты) остановитесь и перепроверьте всё ли в порядке: уровень антифриза (тосола) в бачке, не течёт ли где-нибудь из патрубков, работает ли вентилятор и т.д.
Часто бывает что электрический вентилятор не работает потому, что отошла клемма в разъёме, или температурный датчик включения барахлит, или - обрыв ремня вентилятора, если это другая конструкция.. Бывает термостат выделывается и двигатель перегревается, это конечно, в дороге не проверишь, но зная эту проблему, надо ехать щадяще, чтобы двигатель меньше сжигал топлива и не перегревался..
Вернёмся в вентилятору: принцип работы электрического вентилятора следующий - при увеличении температуры, обычно до 85-90 градусов, срабатывает температурный датчик включения вентилятора, он замыкает контакты реле и включается вентилятор. Если вентилятор при этом «молчит», надо проверить в первую очередь контакты клемм подключенных к датчику температуры (возможно они замаслились или окислились). Снимаем клеммы, замыкаем их между собой, если вентилятор закрутился, значит надо почистить контакты. В случае если это не помогло, значит датчик включения вентилятора неисправен... Что делать? Замыкаем контакты между соой, и, едим т.о. домой (до гаража) с постоянно включенным вентилятором... Иногда причиной сбоя в работе вентилятора бывает предохранитель, потерялся контакт, окислился, или перегорел. Проверяем, прозваниваем и устраняем неисправность...
Если вышло из строя реле включения вентилятора - вентилятор можно подключить напрямую, куском провода к аккумулятору, исключив реле из цепи.. В случае если вентилятор не вращается даже при прямом подключении, скорее всего он неисправен и вам придется ехать без него... На трассе это ещё ладно, а вот в городе может быть очень проблематично.. При такой езде особое внимание стоит обратить на указатель температуры двигателя. При подходе стрелки к пределу допустимой температуры надо остановиться, открыть капот, и, дышим свежим воздухом, пока двигатель немного остынет... Да, это не удобно, но все же лучше чем вызывать эвакуатор... До гаража как нибудь доедите..
Рассмотрим более подробно проблему с термостатом. Это следующее звено, ещё одна и довольно не редкая причина перегрева двигателя. Ведет он себя иногда непредсказуемо. Бывает его заклинивает в закрытом положении, и антифриз циркулирует по малому кругу, в обход радиатора, или, клинит в полузакрытом положении, нарушая т.о. нормальную циркуляцию. Проверить его работу в пути не сложно: пробуем на ощупь температуру мотора и радиатора (патрубка к радиатору). Если радиатор холодный, а двигатель горячий, следовательно термостат закрыт. Это нормально, если температура не превысила 80-90 градусов, в противном случае его заклинило...
Постучите слегка чем-нибудь по корпусу термостата, бывает что помогает и он открывается... Но, в любом случае, такой термостат надо менять, проблемы в дороге не нужны... В случае же, если не удалось возобновить работу термостата, и если вы где-то далеко от дома, в поле, можно удалить термостат совсем, правда придётся немного повозиться и слить частично тосол. Если не удаётся его просто вынуть из-за конструктивных особенностей - можно аккуратно выломать все его внутренности и пустить охлаждающую жидкость в радиатор напрямую. Работа двигателя (температурный режим) в таком случае будет несколько нарушен, он будет работать в более прохладном режиме, дольше прогреваться, но доехать домой можно и в принципе не опасно.. Знаю, что некоторые водители, если есть проблема с закипанием, иногда выкидывают термостат и летом ездят без него. Хотя, я считаю, так делать не стоит..
В критичных ситуациях, например - стоите в пробке и двигатель вот-вот закипит - можно включить печку, это заберет часть тепла и даст вам возможность благополучно добраться до работы или до гаража... А там уже разберётесь что у чему.. Как правило, производительности печки хватает, чтобы не перегреть двигатель окончательно. Но, придется попотеть, конечно..
Следующая причина - водяная помпа, из-за неё двигатель тоже может закипать. Прежде всего надо проверить натяжение ремня! Если ремень ослаб, помпа будет пробуксовывать и циркуляция станет ХУЖЕ! Что и может стать причиной перегрева. НО, сильно перетягивать ремень тоже не надо, иначе помпа быстро износится и потечёт... Ещё один момент - СМАЗКА помпы. Со временем смазка запресованная в подшипники помпы испаряется (а это примерно несколько лет) и она крутится туго, что тоже может служить причиной пробуксовывания.. Что делать? Смазать, можно даже в пути - капнуть маслеца (двигательного или для коробки) в отверстие где находятся подшипники, иногда в это отверстие закручивают стопорный винт. Но, прибыв домой запресуйте туда высокотемпературную смазку (можно синюю), 2-х кубовый шприц достаточно..
Далее - пробка расширительного бачка, внутри неё есть 2 клапана, так вот надо собрать примитивный стенд и тоже её проверить на соответствие: при тех ли давлениях они срабатывают?! Об этом хорошо описано на форуме этого сайта - зайдите почитайте, там всё описано очень подробно - как проверить и решить эту проблему...
И напоследок - банальные причины, которые тоже могут быть - проверьте, не закрыт ли чем-нибудь радиатор автомобиля, возможно вы, или ваш напарник (пошутил) и закрыл его шторкой... И ещё - не забрызган ли радиатор грязью, маслом или другим мусором.. А если радиатор уже слишком старый, вполне возможно что он засорился и внутри, и препятствует нормальной циркуляции жидкости. В таком случае его надо хорошо промыть, под давлением, или менять...
Вот кажись все основные причины перегрева или закипания двигателя на автомобиле.
Успешных вам ремонтов!
Виктор Донской
www.masteru.org.ua