Рубрика: "Авто-, мото-, велотехника"

Как выбрать велосипед? Различия, советы.

Преимуществ у велосипедов, по сравнению с другим транспортом, достаточно много. Велосипеду не нужен бензин, стоянка, он проедет там, где не проедет машина, мотоцикл и даже скутер, т. е. городские пробки, крутые склоны и другие препятствия (даже заборы) ему не помеха. Плюс езда на велосипеде способствует поддерживанию спортивной формы, особенно ваши ноги будут выглядеть великолепно.

Сейчас, в продаже, имеется великое множество разных велосипедов и в этом многообразии легко затеряться. И встаёт вопрос - как выбрать велосипед такой как надо, чтобы было на нём приятно и удобно ездить, чтобы не было с ним проблем, чтобы он не ломался, долго служил и соответствовал вашим ожиданиям?

Для этого сделаем краткий обзор, какие велосипеды бывают вообще и для чего каждый из них предназначен.

Велосипеды делятся на несколько категорий:
- горные велосипеды;
- шоссейные велосипеды;
- городские велосипеды;
- ВМХ-велосипеды (экстремальные);
- гибридные велосипеды.

Если смотреть по спортивному признаку то это:
- велосипеды начального уровня;
- велосипеды среднего уровня (полупрофесиональные);
- профессиональные велосипеды (для велоспорта).

Горные велосипеды предназначены для езды, как по пересечённой местности, бездорожью, так и для спуска с гор или крутых склонов. У таких велосипедов крепкая (усиленная) рама, способная выдерживать сильные удары, широкие шипованные шины, передняя вилка - амортизационная, для гашения ударов о препятствия.

Горный велосипед, байк
Горные велосипеды с передней амортизационной вилкой называют ещё - хардтейл, что в переводе с английского означает - жёсткий хвост. Это основной и наиболее распространённый тип горных велосипедов. Есть горные велосипеды и с двумя подвесками, так называемый - двухподвес (full suspension).

Также, хочу добавить, что горные велосипеды бывают и профессионального (спортивного) типа. Делают их из титана, хроммолибдена, алюминия или карбона, тормоза как правило дисковые, они более эффективны при экстремальных нагрузках, но, привод может быть как гидравлический, так и механический. И именно хардтейлы используют в олимпийском виде спорта по горному велоспорту - кросс-кантри.

Шоссейные велосипеды - это лёгкие скоростные велосипеды, предназначены только для езды по асфальту. Для разбитых или грунтовых дорог они не пригодны. Прочность таких велосипедов (рама, колёса, вилка) не рассчитана на сильные перегрузки и удары, а узкая резина увязнет в грунте, траве или песке, что сделает дальнейшее движение очень затруднено или невозможно. Вилка жёсткая, что даёт большую скорость при педалировании. На трассе на таком велосипеде можно развить скорость до 80 км/час. Шоссейные или их ещё называют спортивные велосипеды - это самые быстрые велосипеды, всё у них сделано для улучшения аэродинамики (форма руля, посадка и др. ), т. е. для скорости, но, по хорошей дороге, конечно.

Городские (прогулочные) велосипеды - это велосипеды для комфортной езды по городу, они имеют широкое седло и высоко посажен руль (выше седла), что позволяет сделать посадку как можно вертикальней. Таким образом, можно преодолевать значительные расстояния не уставая. Скорость здесь не главный приоритет, важен комфорт. Если вам нужен велосипед для езды на работу, то выбирайте именно такой велосипед, ведь вам надо приехать на работу или домой сухим (не вспотевшим), чистым и не уставшим.

Как правило, городские велосипеды оборудованы ещё багажником, защитными щитками на колёсах, что очень важно, чтобы не испачкать одежду при лёгком дождике, а также светоотражателями. Шины на городских велосипедах без шипов (так легче ход), средней ширины, передняя вилка, как и на шоссейном велосипеде, обычно жёсткая, но на некоторых моделях бывает амортизированная, чтобы можно было без последствий переезжать через бордюры и другие препятствия по пути следования на маршруте. Но, вилка рассчитывается для менее агрессивной езды, чем на горном. Амортизированная вилка даёт лишний вес, поэтому сами решайте, нужна она вам или нет.

И ещё один важный момент - седло. На городских велосипедах лучше ставить седло с пружинами, так намного комфортнее будет ездить, не будет болеть попа, особенно на первых порах. : )

Количество скоростей - их не должно быть много, обычно это не больше 3-х. А часто, если вы ездите в равнинном городе или посёлке, достаточно и 1 скорости. Лишние скоростя - это дополнительные шестерни и навесы, а это всё вес... А чем легче велосипед, тем легче и комфортнее на нём ездить! Так что выбирайте чему отдать приоритет.

ВМХ-велосипеды - это велосипеды для бемеров, для экстремального катания в городе и специально отведённых местах. У них всё упрощено - полностью отсутствует подвеска и всё лишнее, имеется только одна передача. Высокий руль, широкая резина, удобные педали - всё сделано для того, чтобы выполнять трюки. ВМХ-велосипеды - это простая и прочная конструкция, они фактически «неубиваемы». На таких велосипедах ездят стоя, а сидушка, так, чтобы присесть на очень короткое время.

Гибридные велосипеды. Как вы наверное уже догадались - это что-то среднее, между горным и городским, или городским и шоссейным велосипедом, их называют ещё кроссовыми. А также, к примеру, горный велосипед можно легко переоборудовать для езды по городу: установить широкое пружинное седло, поднять выше руль (сделать менее агрессивную посадку), шины поставить гладкие, вместо шипованных, прицепить багажник, брызговики, светоотражатели, фонарик, можно и бортовой компьютер, и другие аксессуары для комфорта.

Таким образом, получится прочный велик, на котором, не опасаясь, можно ездить как по городу, так и где-то по различным ухабинам, спускаться с крутых склонов и т. п. В чем-то, он конечно будет уступать чисто городскому велосипеду или чисто горному, но, что касается велосипедов, то здесь идеальной универсальности быть не может. Если вы любите и то и другое, значит вам надо заиметь 2 велосипеда, а то и больше...

Теперь, когда вы в общем представляете, какие бывают велосипеды и каково их предназначение, можно двигаться дальше, а для этого ответьте на три вопроса.

1. Где, по какому маршруту, в каких условиях и как часто вы собираетесь ездить на своём велике?
2. Какой суммой денег вы располагаете и сколько вы готовы выложить за свой байк?
3. Вспомните, какой у вас рост.

Думаю, понятно, для экстрима надо выбирать ВМХ или горные велосипеды, для города - городские или гибридные, для трассы и преодоления пробок - шоссейные (спортивные) велосипеды или гибридные. А теперь, уже в этой нише, в выбранной вами категории, подбираете велосипед под себя, т. е. остаётся 2-й и 3-й вопрос.

Материал из которого изготовлена рама определяет в основном цену велосипеда, чем легче материал из которого сделана рама - тем выше цена. В самых простых и дешёвых моделях используется обычная сталь.

Алюминий применяется в моделях, цена которых выше среднего. В алюминиевых велосипедных рамах не используется чистый алюминий, а его сплав, что делает раму прочнее, но сплавы тоже бывают разные. Например, маркировка рамы 7005 не самая лучшая и чем меньше эта цифра, тем лучше. На дорогих велосипедах используется алюминий марки 6061.

Делают и титановые рамы, но титан тяжелее алюминия, преимущество его только в том, что он менее подвержен коррозии чем алюминий. Цена такого велосипеда достаточно высока и часто не оправдывает ожиданий.

Самый дорогой материал используемый для велосипедных рам - это магний. Цена велосипеда соответственно высока и они применяются исключительно для профессиональных целей, т. е. из магния делают спортивные велосипеды. Здесь, хочется отметить, что если вы только учитесь ездить на велосипеде, т. е. находитесь на начальном уровне, не стоит сразу покупать такой дорогой велосипед, поскольку при неумелой езде вы его можете быстро разломать.

Все остальные комплектующие велосипеда: колёса, руль, педали, седло, переключатель скоростей и др. - тоже важно, но здесь манёвров при покупке меньше, поскольку вы покупаете уже собранный велосипед. Обычно, чем дороже модель, тем более престижной фирмы и надёжнее там стоят комплектующие.

Что касается колёс - то лучше выбирать с алюминиевым, двойным ободом, они легче, прочнее и не так подвержены коррозии, как стальные. Велосипед с колёсами большего диаметра (28-29 дюймов) на трассе развивает большую скорость, чем с диаметром 26, но для горного велосипеда лучше диаметр 26 дюймов, при этом байк становится более манёвренный.

Теперь, когда вы определились в материале изготовления рамы и колёс, в ценовом диапазоне, выберите велосипед с приятным для вас дизайном, а далее останется только подобрать ростовку, как размер обуви или одежды (см. вопрос №3). Обычно, каждая модель велосипеда, выпускается в нескольких ростовках, т. е. под разный рост.

Выбрать велосипед по росту - это важно как для удобства, так и для безопасности, поскольку в критичных ситуациях надо иметь возможность спрыгнуть с велика и стать ногами на дорогу (при раме между ног). Да и лишний вес вам не к чему... Ростовка определяется следующим образом: перекиньте ногу через раму и упритесь спиной (попой) в седушку (ноги на полу), затем подымите переднее колесо, чтобы рама упёрлась в промежность. Расстояние от пола до колеса должно быть 5-10 см.

Также, надо выставить седло по вашему росту - сядьте на велосипед, опустите ногу вниз, полностью выпрямив, при этом вы свободно должны доставать до педали в нижнем положении шатуна.

И ещё один важный момент - вынос руля. Если руль слишком близко к седлу и упирается вам в коленки при повороте - значит рама короткая для вас, выбирайте другую модель. Сделав необходимые регулировки, сядьте, проедьте на велике перед покупкой, вам должно быть удобно.

Вес велосипеда хотя и важный параметр, но критичен только для спортивных велосипедов, и, 14-15 кг - это вполне приемлемая цифра. Но, чем легче, тем лучше, конечно...

Женские велосипеды относятся к категории городских, они предназначены для неспешной комфортной езды. Отличаются они конструкцией рамы, позволяющей легко перекидывать ногу, руль немного выше седла, сиденье шире и короче. А горные женские велосипеды, ничем не отличаются от мужских, девушке просто надо одеть брюки и сесть за обычный горный велосипед.

К городским велосипедам относятся и крузёры (эксклюзивные прогулочные велосипеды), а также складные велосипеды. Складные велосипеды очень удобны при перевозке и хранении, их можно сложить и без проблем хранить в кладовке или на балконе, например, или даже занести в офис, в этом их фишка.

Туристические велосипеды - это гибриды. Главные их приоритеты - надёжность, высокая ремонтопригодность, прочность, т. е. они должны быть просты, надёжны и относительно дешёвы, как автомат Калашникова. Скорость и вес здесь уходит на второй план, хотя тоже важны. Подшипники (в каретке) в туристических велосипедах лучше использовать закрытые (промышленные кассеты), поскольку приходится иметь дело с водой, грязью, снегом и т. п. , каретку лучше поставить под ось с квадратом, скоростей тоже много не надо, 6-8 больше чем достаточно, обода алюминиевые, двойные.

Детские велосипеды - понятно, здесь ни о каком экстриме не может быть и речи, только для велопрогулки и желательно выбирать велосипед полегче, с одной скоростью.

Подростковые велосипеды - это часто горные или гибридные велосипеды, с самой малой ростовкой. Оптимально выбрать велосипед для подростков сложно, поскольку надо ориентироваться ещё и на вырост!... По крайней мере, раму подбирайте такую, чтобы можно было опустить седло и ноги без проблем доставали до педалей, а вынос руля можно подстроить. Обычно подбирают велосипед чтобы хватило на 2-3 года, а затем уже возможно придётся купить велосипед побольше.

А в заключение хочу сказать, что дополнительно не забудьте купить ещё насос для накачивания шин, на приспущенных шинах тяжелее ездить. А также набор нужных гаечных ключей, светоотражатели, на случай если дети будут кататься вечером. Можно ещё купить велошлём, подлокотники и перчатки, как защиту, пока дети научатся хорошо ездить.

На этом пока всё. Здесь указаны основные рекомендации на тему - как выбрать и как купить нужный велосипед?!

Удачной вам покупки!

Виктор Донской
www.masteru.org.ua