Рубрика: "Авто-, мото-, велотехника"

Перегрев двигателя, неисправности и устранение.

Перегрев двигателя автомобиля очень чревато, часто это бывает из-за утечки антифриза, неисправности термостата, вентилятора и др. Образующийся в системе охлаждения пар, при закипании охлаждающей жидкости, препятствует нормальному охлаждению двигателя, и температура начинает сильно расти.

За несколько минут движения в таком состоянии можно полностью вывести из строя двигатель. Мотор автомобиля может просто заклинить, или оборвать шатуны, деформировать головку блока цилиндров, что как правило приводит к пробою прокладки головки и засасыванию охлаждающей жидкости в цилиндры. Причиной перегрева двигателя бывают, как правило мелочи - надо подтянуть хомут, заменить патрубок и т.п.

Поэтому, во время езды надо смотреть не только на спидометр, а и посматривать на указатель температуры охлаждающей жидкости. Только в некоторых автомобилях есть сигнализатор, предупреждающий о превышении допустимой температуры антифриза. Некоторые водители узнают об этом уже по клубам пара из-под капота. Зачастую, это уже бывает поздно и влечет за собой серьезный ремонт. Не всегда бывает, что датчик показывает истинные значения и если вы почувствовали значительное падение тяги автомобиля, остановитесь и выясните причину, одна из которых - неполадки в системе охлаждения.

Это может быть электрический вентилятор, или обрыв ремня вентилятора, температурный датчик, термостат, утечка жидкости. Хотя вентилятор редко ломается и достаточно надежен, но вечного ничего нет и проверить надо.

Принцип работы электрического вентилятора прост: при увеличении температуры, обычно до 85-90 градусов, срабатывает датчик, замыкает контакты и включает вентилятор, через реле. Если вентилятор при этом «молчит», надо проверить в первую очередь контакты клемм, подключенных к датчику температуры. Снимаем клеммы, замыкаем их между собой, если вентилятор закрутился, значит надо почистить контакты. В случае если это не помогло - датчик неисправен, замыкаем контакты и едим т.о. домой с постоянно включенным вентилятором. Иногда причиной сбоя в работе вентилятора бывает предохранитель, потерялся контакт, окислился, или перегорел. Проверяем, прозваниваем и устраняем неисправность.

Если вышло из строя реле - вентилятор можно подключить напрямую, куском провода к аккумулятору, исключив его. В случае если вентилятор не вращается даже при прямом подключении, скорее всего он неисправен и вам придется ехать без него, при этом особое внимание стоит обратить на указатель температуры. При подходе стрелки к пределу допустимой температуры, останавливаемся, открываем капот и дышим свежим воздухом, пока двигатель остынет. Да это неудобно, но все же лучше чем вызывать эвакуатор.

Термостат - следующее звено и еще одна причина перегрева двигателя. Ведет иногда он себя не предсказуемо. Бывает его заклинивает в закрытом или положении, и антифриз циркулирует по малому кругу, в обход радиатора, или клинит в полузакрытом положении, нарушая т.о. нормальную циркуляцию. Проверить это не сложно - пробуем на ощупь мотор и радиатор. Если радиатор холодный, а двигатель горячий следовательно термостат закрыт.

Постучите чем-нибудь по корпусу термостата, не сильно, бывает что помогает и он открывается. Такой термостат надо менять, однозначно. В случае неудачи надо выломать все внутренности термостата и пустить охлаждающую жидкость в радиатор. Двигатель атомобиля будет прогреваться долго, ездить особенно зимой, т.о. нельзя, но домой доехать можно. В непонятных ситуациях - включите печку, это заберет часть тепла и даст вам возможность благополучно добраться до места ремонта самостоятельно.

Как правило, производительности печки хватает, чтобы не перегреть двигатель окончательно. Придется попотеть, но добраться домой можно.

И на последок, банальная причина, которая тоже может быть - проверьте, не закрыт ли чем-нибудь радиатор, возможно вы, или ваш напарник закрыл его шторкой. И еще, если радиатор уже старый, вполне возможно что он засорился и препятствует нормальной циркуляции, в таком случае его тоже надо менять.

Виктор Донской
www.masteru.org.ua